зроблено в Україні
+380(44,99,98,93)229 28 88

Енисей – немецкая чета в двухместном каяке по Сибири

Автор Райнер  Брумме
Перевод Франк Мюллер
Литературная обработка Г. Странник

 

Енисей – немецкая чета в двухместном каяке по Сибири 

Для большинства немцев и западных европейцев, Сибирь – это далеко, очень далеко. А еще это Неизвестность, Терра инкогнито. Неизбежно возникают ассоциации: холодная и дикая местность, глухая тайга и лагеря. И множество опасных хищников, особенно - медведей.
Несмотря на все страхи, мы с Карин решили пройти на байдарке по Енисею от Красноярска. Она - гинеколог и я – адвокат, оба в почтенном  возрасте, хотели за время своего отпуска познакомиться с Сибирью, но без потерь. Ведь для такого путешествия необходим не только оптимизм, но и опыт пребывания в дикой природе. В противном случае, затея «Поединок с природой» может привести человека в большую бурую пасть. 

Проблемы начались с поиска карт. Наши карты очень точные. Каждый эллинг на берегу привязан к карте с помощью GPS-данных в масштабе 1 : 10000 (1см=100м) или 1 : 25000 (1см=250м) и карты скачиваются из Интернета или берутся в книжных магазинах. Для Енисея таких карт не нашли ни в Германии, ни в России. Единственное, что можно было организовать, это был атлас Красноярского края в огромных масштабах 1 : 500 000 (1см=5км).
При этом мне пригодились знания русского языка, приобретенные на работе в качестве старшего юриста в Советско-Германском Акционерском обществе, а также руководителя группы участка трассы Оренбург-Западная Украина (между Кременчугом и Баром). Однако за 24 года я почти все забыл. Поэтому, я заблаговременно прослушал курсы русского языка. 

В электронном издании красноярской газеты я прочёл, что один американец в 2009 и 2010 проходил Енисей на байдарке. После поисков и международных телефонных разговоров я нашел его в Рено, штат Невада. Ганс Фришайзен прислал мне свои записи на английском языке и теперь мы знали, что нас ожидает на Енисее. 

Франк Мюллер, имеющий опыт по России, порекомендовал мне Интернет-сайт www.yandex.ru и я раздобыл контакт с Сергеем Полубенцем из Иркутска. Он в 2009 прошёл на байдарке Енисей от Красноярска до Дудинки. От него мы получили карты бывшего Советского Генштаба в масштабе 1 : 100 000. Его короткие описания, а также цветные фотографии и данные о погоде помогли нам при подготовке. Книг или подробных отчетов по Енисею мы так и не нашли.  

Поиск каяка на месте, в Красноярске, был безрезультатен. По аналогии с западными странами, я думал, что в городе на берегу реки легко можно будет взять напрокат лодку или купить её и после тура снова продать. Но не тут-то было. При обращении по телефону в красноярский магазин продавец сказал, что он точно не знает что у них есть. «Приходите сами, чтобы посмотреть» - сказал он. Когда я сказал, что я нахожусь в 6.000 км от него, он потрясённо воскликнул „Иностранец!“ и положил трубку.

Когда я при телефонном разговоре с московской разрешительной организацией спросил, как нам, иностранцам, легально приобрести в России огнестрельное оружие или привезти с собой своё, включилась женщина на русском, а затем мужчина на английском языке и связь была „прервана“. Московский номер после этого «умер». В Канаду, например, можно без предварительной записи или разрешения привезти своё собственное огнестрельное оружие для защиты от диких животных - даже приехав в качестве туриста и без охотничьей лицензии. 

Вернемся к путешествию. В конечном счёте, мы купили в Германии каяк NERIS Alu-2 и взяли с собой в Сибирь. Каяк со всеми принадлежностями весил всего 30 кг и всё поместилось в один рюкзак. Лодка значительно легче, чем «Ладога». Лодка оправдала наши надежды, так как в неё поместилось всё, что нужно двум людям: палатки, спальные мешки, коврики, посуда, еда и питье и теперь можно было быстро и безопасно перемещаться.

Стоимость авиабилетов на Енисей для нас оказалась вдвое меньше, чем в Америку (в Юкон). Полет Аэрофлотом прошёл быстро и безопасно.

В Красноярске мы получили полезную помощь от Владимира Мусиенко, председателя главного управления спорта. На телевидение и газетных журналистов мы вышли через него. Благодаря его «Рекомендательному письму» все знали нас - и на берегу, и на борту грузовых судов, и все знали где мы находимся. Мы бы в случае проблем, скорее всего, не были бы потеряны, потому что всегда было ясно, где «эти сумасшедшие немцы» уже были или нет. После старта в Красноярске нам стало нам ясно, что мы одни на такой лодке.

В Бюро международного туризма в городе предупредили нас по электронной почте, что на реке очень много больших судов и что будет очень холодно. Эти люди явно не знали какое обильное судоходство на Эльбе или - того хуже – на Рейне. На Енисее мы увидели первое после Красноярска судно примерно через час. При нашем старте тоже было не холодно, целых 24° тепла. И жара только усиливалась. За Ангарой она доходила до 51°C, потому что в лодке не было тени.
 


Первый экстрим нашего путешествия был в первый же день в Додоново, на 67-м км от Красноярска. Там в горе находится завод K 26, крупнейший в мире подземный завод по переработке урана. 

На второй день, после 139 км похода, дружелюбный егерь Женя Швиров предостерёг нас насчёт медведя на берегу вблизи селения Павловщина. Рекомендовал нам лучше идти в деревню и ночевать там. И не ночевать там, где только одна или две палатки стоят, потому что встречаются тут и нехорошие люди.  



Перед Предивинском мы попали в очень сильный встречный ветер. Несмотря на то, что мы гребли изо всех сил, нас всё равно сносило обратно, в сторону  Красноярска.

В самом начале нашего четвертого дня, в 230 км от Красноярска, мы прошли Казачинские пороги. Они включают в себя 2 переката и 2 слива. Белая вода  (III – IV категория сложности) течет со скоростью 18 - 20 км/ч. Из-за того, что правый берег высокий, не видны лежащие в воде большие камни, которые надо обойти. На Юконе в 320 км после Whitehorse находятся «Five Finger-Rapids“- четыре скалы посреди реки. Из-за опасности их прохождения, большинство гребцов заканчивает свой маршрут на 305-м км после Whitehorse. На Юконе надо после поворота налево перед Rapids просто идти через пороги около 30 секунд прямо через Rapids. Вот и все.

На Енисее пороги проходятся около 12 минут и ещё надо в самом пороге дважды значительно менять направление. Организм полон адреналина. 



В случае неудачи, лодка разобьётся об один из четырех больших камней или же утонет на левом берегу (скальный Орел). Здесь путешествие легко может быть закончено. Жизнь - тоже. Это адреналин в чистом виде. Ганс Фришайзен здесь в 2009 году перевернулся и с трудом спас свою жизнь. Сергей Полупенцев на этом месте переносил свою лодку, а затем и свой багаж с помощью рыбаков. Мы были первыми, кто здесь прошёл на туристическом каяке без ущерба.
 
Перед впадением Ангары, около Стрелки на 330-м км, мы встретили много барж, которые просто не ожидали увидеть такую очень маленькую складную лодку, что было опасно для нас из-за их маневров. После Ангары река стала значительно медленнее и мы должны были идти очень внимательно из-за отмелей посреди реки.

Комаров и мошкары становится все больше и больше также посреди реки. На Юконе, за девять дней и более 740 км, Карин укусили всего три раза и у меня было два комариных укуса. На Енисее у каждого из нас их было сотни. Это что-то страшное.
За Лесосибирском мы видели церковь с большими золотыми куполами, в 4 раза большими, чем я видел в Москве. Здесь мы и встретили Петра I и Петра II, которые были поражены, что мы смогли дойти из Красноярска на такой маленькой лодке да еще через пороги - это им казалось невозможным. Они нам очень помогли с поиском ресторана и тем, что присмотрели за нашей лодкой. Превосходно! 

До Енисейска мы дважды переживали грандиозную грозу на реке - тогда научились смирению перед господом. Во время грозы в горах я видел как взрослые мужчины плакали, а здесь было хуже.



В отеле „Енисей“ в Енисейске были свободные номера. Роскошные, с двуспальной кроватью. Вот это да. При заполнении бланка я должен был показать паспорт. Администратор спрашивает: «Какой-то он не русский?»
«- Нет, немецкий, - говорю я. - Мы немцы.»
Старая женщина в чёрном вскакивает с дивана и кричит: „Иностранцам нельзя!“
Вдруг и номеров не стало, как ни крути. Мы и это пережили. Но это был единственный неприятный случай в течение трёх недель. 

Мы останавливались еще в Анциферово, но увидеть художника Пашу уже не было времени. В Колмогорово (556 км ) мы закончили путешествие. Карин уже не могла одевать свои сапоги, потому что от  укусов комаров у неё вздулись огромные пузыри. Это угрожало заражением крови. Поэтому мы решили закончить наше путешествие и остаток времени отдохнуть на Байкале.
Во время купания там в Малом море я раз за разом нырял с головой под воду – теперь мне обеспечено здоровье на многие годы. 

Вывод нашего путешествия: в Сибирь стоит поехать. Красноярск- это удивительный и культурный город. Путешествие по величественному Енисею даёт прекрасную возможность близко изучить страну и людей. 

Вперед в Сибирь!


  • neriskayaks

  • 044 229 2888

  • 098 229 2888

  • 099 229 2888

  • 093 229 2888